- Тааа. Тепперь уше оччень таллекоо!
На самом деле, до Таллина не дальше, чем до Хельсинок: те же самые три с изрядным лишком сотни километров. Города расположены на берегах Финского залива - один на северном, другой на южном - друг напротив друга. Между ними миль сорок пять.
Так что я, с вашего позволения, поездку в Ревель буду периодически сравнивать с покатушками в Гельсингфорс.
1. Дорога
В советское время в Таллин ходили поезда. Помнится, даже, не одна пара в сутки. Было очень удобно: вечером сел в поезд, а утром ты выспавшийся уже в столице Советской Эстонии. После обретения соседями независимости пассажиропоток резко сократился, и железнодорожное сообщение на долгие годы было прекращено. Недавно его возобновили, но лично мне поезд крайне неудобен, ибо приходит в Таллин ближе к полуночи, да и ценник на него негуманный. Так что только автобусы, только хардкор, благо, их в нужном направлении идёт довольно много.
Было решено воспользоваться услугами Ecolines, берущих за билет в один конец 600 рублей. Автобусы и туда и обратно попались более чем удобные - двухэтажные "Неопланы" с баром, гальюном, громадным - по 200 литров на рыло - багажником и стюардессами. А могли попасться и "хохдеккеры" - их тоже хватает на прибалтийских линиях.
Официальные автобусы до Хельсинок стоят дороже, неофициальные заточены под челноков, а милые сердцу питерца маршрутки, стоящие рублей 700-800 туда и до тысячи с гаком обратно, гораздо менее комфортны: кресла стоят плотнее и не выдвигаются в проход. Зато в припакровавшейся на стоянке в Камппи хельсинкской маршрутке можно спать чесов до семи-восьми утра, а из таллинского автобуса, прибывшего в шесть часов утра на автовокзал, надо немедля выметаться не взирая на недосып.
Уже после Кохтла-Ярве автобус довольно быстро уходит с трассы Нарва-Таллин на узкие и побитые жизнью второстепенные дороги, ведущие к расположившимся на Финском заливе Вызу и Локсе (зелёное пятно на карте). Видимо, это такой специфический эстонский способ обеспечения прибрежной глухомани маршрутным транспортом.
2. Граница
Наши погранцы в своём обычном репертуаре: все с вещами на выход из автобуса. Таможня оба раза ничего не смотрела.
Эстонские стражи границы более флегматичные: один человек неспешно собирает паспорта со всего автобуса и минут десять спустя приносит их уже проштампованными. Всё это происходит молча.
Их въедливые финские коллеги подходят к вопросу более ответственно: прогоняют всех через терминал, где интересуются, куда, зачем и на сколько дней едет гость страны, а так же, где он собирается ночевать. И не приведи господи не иметь ответов на эти вопросы.
Эстонские таможенники оказались гораздо болтливее погранцов. По дороге туда всех попросили пройти в ангар, открыть и предъявить вещи. Интересовались исключительно наличием алкоголя и сигарет.
Продолжение следует.