В 1907 году в тихой и уютной Круунунхаке на Николаевской улице, ныне именуемой Snellmaninkatu, по проекту архитектора Ричарда Вильмана был сооружён дом за нумером 15.
Здание, построено в модном в то время югенд-стиле. А поскольку ожидать от Вильмана визуального буйства национального романтизма не приходится, мы видим довольно лаконичные фасады с минимумом декора. Между окнами второго и третьего этажа по штукатурке пущены ленты из щёрблёного гранита. Такая же отделка идёт и по карнизу здания.
Судя по всему, это самое высокое из построенных Вильманом зданий: четыре этажа с мансардой. Центральная часть фасада увенчана щипцом.
Cо стороны Vironkatu щипец меньшего размера.
Угол здания украшен эфектным балконом с кованной решёткой. Боковые окна двух эркеров значительно ниже фасадных.
Дверь ведёт в единственный подъезд. Зайдём же!
Вглубь здания идёт короткий коридор. Слева мы видим лифт.
Насколько я помню, сетчатые двери пассажирских лифтов в России запрещены из соображений безопасности. А вот в Финляндии ничто не препятствует эксплуатации подобных конструкций.
Внутренняя дверь лифта впечатляет ещё больше. Это просто раздвижная решётка.
Так две закрытые двери выглядят изнутри. На свой страх и риск можно просунуть руку. Или две. Но лучше не надо.
Лифт сейчас слева от нас. А справа и чуть впереди мы видим дверь первой квартиры.
Вот она.
Обратите внимание, что прорезь газетного ящика не горизонтальная, а вертикальная.
Судя по всему, выше неё расположен механический звонок.
А слева под лестницей расположилась каморка папы Карло. Ой, нет, это тоже вход в квартиру.
Вид с лестницы на площадку первого этажа. Перед нами дверь квартиры №1. Лифт справа за стеной.
Площадка между первым и вторым этажами. Здесь можно выйти на балкон.
А можно выглянуть во двор.
Второй этаж. Слева от лифта двери двух квартир. Справа от него расположилась ещё одна. В кадр она не попала. Кстати, обратите внимание, что на первом этаже дверь лифта располагалась перпендикулярно фасаду здания, а на втором она уже параллельно. Такие вот чудеса.
Лично мне конструкцию лестницы не понять. Несущих балок не видно. Возможно, ступени вмурованы в стены. В питерских здания эпохи модерна этот приём встречается, хоть и крайне редко.
Между вторым и третьим этажами нет ни балкона, ни межэтажной площадки, а окна лестницы идут уступом.
Гладко оштукатуренные крашеные стены украшены мелким геометрическим орнаментом.
Следующая межэтажная площадка. Здесь вновь имеется выход на балкон.
Четвёртый этаж. Дверь квартиры справа от лифта. Мы видим не только расстекловку дверей, весьма характерной для эпохи модерна формы, но и окно над дверью.
Слева от лифта вновь двери двух квартир. Только на этот раз малая установлена вплотную к большой.
И наконец, площадка пятого этажа. Здесь только две двери ведут на мансарды. В правую мы заглянем в следующий раз.
Столб - весьма характерный элемент финских лестниц эпохи модерна.
Так выглядит лестница с площадки пятого этажа.
А это вид во двор с балкона мансарды. Туда, как уже говорилось выше, мы сходим в другой раз.
А пока прокатимся на лифте.