?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Играй, гармонь!

ikarus-280-7

Все мы знаем, как выглядит типичный "Икарус" с "гармошкой, но не все задумывались, как он устроен и приводится в движение.

Сочленённый пассажирский транспорт начали строить ещё в тридцатые. Сперва рамные машины "переламывались" только в вертикальной плоскости, что позволяло ездить по холмам, но не облегчало движение на поворотах. В пятидесятые был изобретён, а позднее неоднократно усовершенствован шарнир, что позволило двум половинам кузова поворачиваться друг относительно друга не только в горизонтальной и в вертикальной плоскостях, но и относительно продольной оси машины (правда, на небольшой угол, но большой здесь и не требуется). Примерно в то же время пришла пора самонесущих кузовов.

ikarus-260

Типичная "гармошка" шестидесятых-семидесятых имела горизонтальный двигатель под полом в базе, то есть, между первой и второй осью. (В случае использования более архаичного шасси двигатель располагался спереди рядом с водителем, как у Шкод" и наших "ЛиАЗов"). Ведущей была вторая ось. А третья ось, ось прицепа, была поворотной. Её колёса управлялись штангой, проложенной под полом.

Но ещё в конце шестидесятых германское правительство озаботилось унификацией используемых в стране автобусов и оплатило проект стандартных автобусов. Там было предусмотрено много чего, в том числе и понижение пола для удобства входа и выхода пассажиров. Пол понизился на одну ступеньку с примерно метровой отметки до 720 миллиметров. Горизонтальный дизель в такие габариты уже не встраивался. Односекционные автобусы безболезненно стали заднемоторными, а с сочленёнными пришлось повозиться. В итоге Mercedes-Benz пришёл к толкающей схеме, которая в наши дни и стала основной. Со временем это позволило опустить пол до уровня нижнего проёма двери.

cityrhythm-18
Типичная современная "гармошка" имеет ровный низкий пол по всей длине салона (но местами не по всей ширине), двигатель, расположенный в заднем свесе прицепа и привод на последнюю ось. То есть, если раньше тягач тянул прицеп, то теперь задняя секция толкает переднюю. Чтобы автобус не сложился пополам, в шарнирный узел введены гидроцилиндры, отвечающие за поворот секций друг относительно друга.

Но путь от тянущей схемы к толкающей не был прост. Шарнирный узлы и системы управления поворотом секций патентовались, и каждый последующий автостроитель, стремившийся выйти на рынок "стандартных" автобусов", но не желавший отстёгивать конкурентам за использование их патентов, вынужден был изобретать что-то своё. Так MAN и Magirus-Deutz, уже вошедший к тому времени в концерн IVECO, разработали собственные схемы, где двигатель размещался в заднем свесе, а привод с помощью нескольких карданных валов передавался из прицепа через узел сочленения в головную секцию на среднюю ось. Мягко говоря, не самая простая и удобная система. Но это было ещё во времена 720 миллиметровой отметки пола.

Были и более лихие изощрения. Если не сказать, извращения.

vetter 3

Vetter, пятая по объёмам продаж автобусостроительная фирма Германии прежде строила "гармошки" на "мерседесовских" шасси. Но новая сочленённая модель Mecedes-Benz с пониженным полом продавалась настолько хорошо, что в поставке шасси сторонним компания было отказано. И "Феттер" отправился изобретать своё.

vetter 5

"Своей" стала схема с двухосным заднемоторным прицепом и одноосной головой.

vetter 16sh

Привод осуществлялся на заднюю ось.

vetter 16sh 2

Средняя была поворотной, как и передняя.

vetter 2

Первый опытный экземпляр имел длинную переднюю секцию. На последующих её сократили на одно окно. В 1978 году было построено четыре машины. В течение нескольких лет они проходили опытную эксплуатацию в Гамбурге, Бонне и Франкфурте-на-Одере. Но заказов на них не последовало. Фирма оказалась на грани банкротства, и с 1984 года прекратила выпуск каких бы то ни было автобусов.

vetter 0

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
ind_ailuropoda
Jan. 11th, 2021 12:01 pm (UTC)
Интересная история...
Возникает вопрос, вот сделали например трамвай с двумя и тремя гармошками, а вот был ли автобус с двумя или всегда рассматривалась только одна???
alexx_off
Jan. 11th, 2021 01:16 pm (UTC)
Двухгармошечные выпускаются не одно десятилетие.



Даже "Икарус" такой был. "Двести девяносто третьей" модели.

Edited at 2021-01-11 01:32 pm (UTC)
ind_ailuropoda
Jan. 11th, 2021 02:54 pm (UTC)
Вот уж действительно бойтесь своих мыслей и желаний...
А как у него нагрузка идет???
alexx_off
Jan. 11th, 2021 05:15 pm (UTC)
Какая именно нагрузка?
ind_ailuropoda
Jan. 12th, 2021 05:41 am (UTC)
Помню ехал в гармошке и ее так трясло что думал все, сейчас на повороте автобусов станет два. А тут три секции. Причем в трамвае таких ощущений нет почему-то...
alexx_off
Jan. 12th, 2021 09:06 am (UTC)
Это же "Икарус"!
А трясло тебя, небось, в ЛиАЗе несколько лет назад...
ind_ailuropoda
Jan. 12th, 2021 09:31 am (UTC)
Не угадал, машина была ровно как на первом фото из поста, ну только "слегка "проверенной временем"...
alexx_off
Jan. 12th, 2021 10:13 am (UTC)
Насколько я знаю, автобусы "как на первом фото" в СССР не поставлялись и в Ленинграде не работали. Очень похожие, но немного другие, завозились года до 1983-го и полностью сошли с линии на излёте Советской власти. Заметно другие поставлялись аж до середины девяностых, но и их давно нет.
ind_ailuropoda
Jan. 12th, 2021 10:53 am (UTC)
Вот те которые до середины 90х и которых давно нет, собственно как и ЛиАЗов... =)
( 9 comments — Leave a comment )

Profile

Кайпик
alexx_off
...сам-себе-sputnik...

Latest Month

February 2023
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by Katy Towell