...сам-себе-sputnik... (alexx_off) wrote,
...сам-себе-sputnik...
alexx_off

Category:

ЛАЗ-4202

автIMG_0081

Зимой это случилось, я ещё пионером был. Бабушка моя засобиралась вечером в универсам на углу Купчинской и Димитрова и меня с собой прихватила. Почему именно туда - непонятно. Мы всегда ходили пешком в другой, более близкий, а в этом я за свою жизнь бывал хорошо если раза три. Но, сели, поехали, купили, что требовалось, и настроились ехать обратно. И тут мой зоркий глаз углядел во тьме на автобусном кольце что-то необычное. В те годы на Димитрова было кольцо сразу трёх маршрутов - 13, 59 и 74. Первый из них нам не подходил, но необычный автобус, как оказалось, ехал именно по нему. Пришлось убеждать бабушку двинуться не своим маршрутом, но прокатиться на новинке...

автIMG_0083

Замену знакомого нам ЛАЗ-695 стали проектировать ещё в конце шестидесятых, скооперировались с венгерским "Икарусом", построили несколько опытных образцов, но потом концепция поменялась, новый вариант стал меньше в размерах и с несколько иной компоновкой. Так получилась модель ЛАЗ-4202. В 1978 году построили первый "эталонный" экземпляр, потом несколько лет производили автобус едва ли не штучно, а серию он пошёл лишь в 1982 году.

И в статьях в тематических журналах, и в брошюрке, прилагаемой к модели, стыдливо умалчивается, что "ноль второй" был создан по образцу и подобию "стандартных" германских автобусов конца шестидесятых. От них взяты пониженный пол, компоновка со второй дверью в базе, а не в заднем свесе, дизайн кузова, оборудование кабины и кое-что ещё. Полагаю, во времена совместного с венграми проектирования предполагалось, что это позволит вписаться в существующие германские стандарты и выйти на рынок западных стран.

Машина получилась сырой, с недостаточно прочным кузовом, с неудачным сочетанием камазовского дизеля и львовской автоматической коробки. К тому же, у транспортников отсутствовало понимание, что этот автобус не ровня "двести шестидесятому" "Икарусу", и на загруженных маршрутах в больших городах ему делать нечего. Да и автопарки оказались не готовы обслуживать этот автобус. В итоге в 1985 году модель, выпущенная тиражом чуть более 2100 экземпляров была снята с производства. Ей на смену пришла добработанная пригородная машина ЛАЗ-42021, с иной, более плотной планировкой салона, но вытеснить с конвейера "шестьсот девяносто пятую" модель и она не смогла. Производить "ноль двадцать первый" автобус перестали в середине девяностых после грандиозного пожара, уничтожившего моторное производство КАМАЗа, а вот старенький ЛАЗ-695 продержался на конвейере до 2008 года.

автIMG_0085

После той поездки с бабушкой я задался целью продолжить знакомство с новой моделью автобуса, и даже убухал какое-то воскресенье, чтобы снова отловить "ноль второго" на 13 маршруте. Получилось. Я прокатился в Авиагородок и обратно, но на этом всё. Больше эти автобусы мне вблизи не попадались, хотя, пишут, последний экземпляр был поставлен в Питер в 1992 году. Видимо, они все, а было их немного, работами по пригородам.

В коллекции "Главпассажиравтотранса" такой автобус есть, привезённый с югов и восстановленный. Но ни на этом, ни на прошлом, ни на том параде ретро-транспорта, куда мы ходили с племянником, его не показывали.
Tags: модели
Subscribe

  • Музыкальная цитата дня

    "Новый альбом Текилыджазз, как и ожидалось, похож на группу Зорге: та же Текила, но не цепляет совершенно".

  • Цитата дня

    "Гостей надо принимать как таблетки. Или до еды или после. А то они жрут много".

  • Филологическая цитата дня

    "Где-то прочитал про то, как русскоязычному человеку, выросшему без артиклей, понять в английском, в каких случаях нужен артикль неопределенный, а в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • Музыкальная цитата дня

    "Новый альбом Текилыджазз, как и ожидалось, похож на группу Зорге: та же Текила, но не цепляет совершенно".

  • Цитата дня

    "Гостей надо принимать как таблетки. Или до еды или после. А то они жрут много".

  • Филологическая цитата дня

    "Где-то прочитал про то, как русскоязычному человеку, выросшему без артиклей, понять в английском, в каких случаях нужен артикль неопределенный, а в…